Мотоцикл зимой
Категория: Полезное
Вот и обещанная статья про зимнюю эксплуатацию мотоцикла. Уточняю: это не просто теория, а краткое изложение моей ежедневной практики.
В очередной раз заявляю: езда на мотоцикле зимой - вполне нормальное явление, никакой не "экстрим" (терпеть не могу это дурацкое слово!). Скажу больше того, у нас некоторые владельцы мотоциклов ездят на них только зимой! Это, конечно, рыбаки - летом до реки можно доехать и на машине, а вот толкать ее по снегу - не такое уж и удовольствие. Справедливости ради добавлю, что все они ездят на мотоциклах с колясками - надо же куда-то положить приспособления для ловли рыбы, водку и прочее. Сам же я попросту езжу на работу на мотоцикле круглый год. Не надо думать, что уже застудил мозги и теперь от меня можно ожидать всего. Если сейчас возле проходной завода обычно два-три мотоцикла, то раньше их было значительно больше. Просто стало больше автомобилей. Но я все рано не могу понять, какое можно получить удовольствие, сидя в жестяной коробке на колесах. А от двух колес наслаждение получаешь по полной программе!
Начну с матчасти. Если летом модно позволить себе ездить на не идеально работающем мотоцикле, то зимой - нет. Двигатель должен заводиться в любую погоду. Аккумулятор может недозаряжаться из-за низких температур, так что раз в неделю его надо подзаряжать. Масло в картере лучше взять пожиже, или просто линуть туда немного керосина, а весной залить нормальное. Тросики обязательно смазать, лучше всего кремнийорганической (силиконовой) смазкой - на морозе они могут примерзнуть или стать "резиновыми". Если есть кожухи карбюратора, то обязательно их поставить - во время стоянки на улице снег попадает в карбюратор, потом тает и остается в поплавковой камере. Регулярно извлекаю оттуда кусочки льда...
Запуск мотоцикла. Как показала практика, до -15 градусов любая мототехника заводится беспроблемно. Дальше - хуже. Не рекомендую греть картер, нечего движок к этому приучать. Лучше разогреть свечку. Как правило, для отрегулированного движка этого достаточно. Кстати, про регулировку. Немного обогатите смесь поднятием иголки карбюратора и много - винтом качества. Карбюратор будет богатить, но улучшится запуск. Добавьте холостых оборотов - двигатель не должен глохнуть никогда. Иначе - блокировка заднего колеса и падение мотоцикла. Вернусь к свечкам. У меня есть простой, но действенный метод: я всегда ношу в кармане запасную свечу. И еще пару штук в бардачке. Но та, что в кармане - теплая!
Заводите мотоцикл осторожно. Сначала несколько раз прокачайте двигатель кикстартером. Затем откройте бензокраник, подкачайте бензин утоплением поплавка. Корректор пока не трогайте. Заводите двигатель на малом газу, не больше 1/4. Когда он заведется (а он заведется), тогда можно добавить газа и немного поиграть обогатителем. Немного - потому, что у вас и так обогащенная смесь за счет регулировки карбюратора. Если движок упорствует в своем нежелании заводиться, тогда можете попробовать еще обогатить смесь топливным корректором. Но будьте внимательны - холодную свечу очень часто заливает бензином. Так что, если мотор не заводится, лучше выкрутить и посмотреть свечу. Если она сухая - открыть газ, прокачать движок и после этого залить несколько (в зависимости от объема двигателя) кубиков бензина. После этого двигатель не может не завестись. Если свеча сырая - меняйте ее на запасную. Иногда, в сильный мороз, чтобы завести двигатель вечером в темноте, приходится перепробовать три свечки - больше с собой не вожу. Утром проще - горячая свечка спасает всегда! Особенно, если завести движок минуть за 15 перед выездом и прогреть его. Что, кстати, я сейчас и пойду делать. Сегодня под -30, завелся с трудом.
Теперь о том, на чем ездить. Я ездил зимой на оппозите (М67-36), "Планете" и "Минске". Однако оптимальным оказался мопед "Карпаты". Дело в том, что зимой не нужна большая мощность, а чем легче техника, тем проще ей управлять. К тому же и падать - тоже разница есть. Или лежать придавленным тяжелым мотоциклом, или легким. Конечно, на мопеде не так пафосно, как на оппозите, но зато проще ехать. Но: заводить оппозит и "Планету" намного проще. Загустевшее масло в картере не так-то просто провернуть слабосильному "полтиннику", да и по рыхлому снегу он катится не ахти как. Худший же выбор - скутер. Его "табуреточная" посадка и маленькие колеса сводят на нет защиту коленей от холодного ветра.
О том, как шиповать колеса и одевать цепи, я уже писал (см. "Чтобы не скользить"), поэтому останавливаться на этом вопросе не буду, а сразу перейду к технике вождения. Основное правило здесь - все делать осторожно, точно и аккуратно. Лед и снег ошибок не прощают. Хотя падать не так больно, как на асфальт, но сумет ли затормозить на скользкой дороге идущий следом "КамАЗ" - это еще вопрос. Точнее, даже не вопрос. Поэтому заповедь номер один - не наглеть, уступать дорогу всем, кому только можно. Понимаю, что многим это будет тяжело, а что делать?
Больной вопрос - троганье с места. Мой способ такой: резко газануть на нейтрали, включить передачу (из-за густого масла мотоцикл слегка дернется, даже тяжелый оппозит), а потом плавно отпускать сцепление на довольно большом газу. Как только мотоцикл тронется, отпустить сцепление и одновременно сбросить газ. Нормально отрегулированный двигатель должен тянуть на холостых оборотах. А потом потихоньку разгоняться. Будьте внимательны на больших оборотах двигателя - даже слабосильный "полтинник" способен на них сорвать заднее колесо в пробуксовку! Поэтому как можно больше ездите на малых и средних оборотах. Понятно, что "Юпитеру" это довольно тяжело, а потому для зимней езды он далеко не идеален.
Рулем надо крутить очень осторожно, а главное - точно. Вилять им нельзя ни в коем случае. Если чувствуете, что не можете управлять мотоциклом (а такое часто случается на скользкой неровной дороге) - расслабьте руки и сбросьте газ. Мотоцикл, возможно, будет валиться на бок - удержите его ногами. Или хотя бы сами на ногах останетесь. Вообще, падения зимой - это норма. Лично я падаю за зиму десяток раз. Но все из них - без последствий, разве что настройка зеркала собьется. Да, ни в коем случае не вертите головой, высматривая машины сзади! лучше повесьте дополнительное зеркало под рулем, чтобы его не заслонять локтем. Когда я понял, что при повороте головы назад я теряю траекторию движения, начал думать, почему так? Оказалось, что из-за одежды поворачивается не только голова, но и плечи тоже. К чему это ведет - понятно.
Забудьте о резких разгонах и остановках. Помните, что переднего тормоза нет. В смысле - вообще нет. Можете его даже совсем отцепить - хуже не будет, только лучше. Но это не значит, что надо тормозить задним тормозом. Он тоже допустим только в малых дозах. Тормозите двигателем. А поскольку быстро им не затормозить - особенно и не разгоняйтесь. Максимальную скорость зимой можно считать 60 км/ч. Все, что выше - не экстрим, а дебилизм. Но и задним тормозом надо тормозить правильно - не давить на него со всей дури, а сначала несколько раз слегка нажать на педаль (как на грузовиках с пневмоприводом тормозов), а уже потом плавно подтормаживать, не допуская блокировки колеса.
Теперь о препятствиях. Самое страшное - обледенелые колеи и трамвайные пути. Старайтесь не заезжать в колеи - выехать из них или сложно, или невозможно! Но если чувствуете, что вас все-таки тащит в колею - резко (и точно!) съезжайте в нее и двигайтесь точно по ее центру. Вот где нужно ювелирно точное управление рулем! При возможности выбирайтесь, слегка наехав на один край колеи, а потом резко выезжайте в другую сторону. Смотрите за задним колесом: если оно не может легко выбраться из колеи, сразу опять съезжайте в нее, иначе мотоцикл развернет, и он упадет под идущую следом машину. Не беда, что они едут следом и сигналят - вас это не касается. Надо будет - объедут, вы свое летом возьмете.
Трамвайные пути переезжайте на первой передаче, выставив ноги - как поведет себя холодная резина на скользком железе - никто не знает, даже она сама. Лучше объезжать их с краю, по снегу, а не по льду. Снежные заносы наоборот, форсируйте с разгона, сбрасывая газ по мере их преодоления. Очень коварны остатки снега после снегоуборщиков: среди рыхлого снега могут таиться глыбы льда и твердого снега. Лично я боюсь их больше всего.
Прочитав все вышесказанное, можно подумать, что зимняя езда - ужас и кошмар. Это не так, самое страшное случается летом, когда веришь в хорошее сцепление резины с асфальтом. Самое главное зимой - не думать, что, покатавшись пару дней, становишься профессионалом. Основные навыки приходят через месяц - другой ежедневной езды, а полная уверенность - как минимум через два года. И "главнее главного" - никогда не садиться за руль мотоцикла зимой в нетрезвом состоянии! Копать могилу в мерзлой земле не так-то просто...
P.S. Эту статью я писал два утра, перед работой. Вчера было под -30, с запуском двигателя пришлось повозиться. Сегодня -12 градусов, мотор завелся с третьего пинка. Чего и вам желаю. "