Ремонт - сплошные измерения. Но как и чем измерять? Нынче по гаражам еще с советских времен лежит множество измерительных приборов, но инструкции к ним давно утеряны. К новым же импортным прилагаются тексты с весьма туманным переводом... И знаете ли вы, что составлять представление об износе коленвала, пользуясь самым точным штангенциркулем, - преступление против самого себя?.. А чем другим?..
О наиболее ходовых, удобных и "правильных" приборах и приспособлениях и пойдет речь.
ШТАНГЕНЦИРКУЛЬ
Они могут отличаться конструкцией рабочих поверхностей и пределами измерений (от 125 мм до 500 мм и больше), но принцип работы всех одинаков. Штангенциркуль - это линейка с миллиметровой шкалой, а напротив нее, на подвижной части, еще одна с шагом делений - 1,9 мм (в том случае, если цена деления инструмента - 0,1 мм). Предположим, вы измеряете какую-то деталь. Первая риска слева нижней шкалы остановилась между рисками верхней. Посчитав, сколько делении слева от нее, вы получите количество целых миллиметров. Посмотрите, которое из делений нижней шкалы совпало с каким-нибудь из верхних. Его порядковый номер слева (первое деление не считается) и есть количество десятых долей миллиметра. У штангенциркулей с ценой деления 0,05 мм шаг подвижной шкалы больше, но пользуются ею так же.
Штангенциркулем с часовой шкалой работать проще и точность выше - цена деления 0,02 мм. Посмотрите, сколько миллиметров открыла подвижная часть, а затем посмотрите на шкалу. Цифры покажут десятые доли миллиметров, а риски между ними - сотые.
Для чего штангенциркуль? Например, чтобы определить, насколько износились тормозные колодки или тормозной диск, при подборе ремонтного поршня перед расточкой цилиндра и для других деталей, не требующих очень точных измерений. Наконец, если "штангель" оборудован глубиномером, с его помощью можно довольно точно выставить угол опережения зажигания через свечное отверстие.
РЕЗЬБОМЕР
Он состоит из комплекта шаблонов с профилем резьб с разным шагом. Существуют резьбомеры для метрической резьбы (на обоймах надпись 60°) и для дюймовой (55°). Бывает, что случайно найденная гайка ни в какую не желает накручиваться на болт больше, чем на один-полтора оборота. Чем гадать, почему так, проще измерить шаг обеих деталей, а потом либо чистить резьбу, либо искать гайку или болт с подходящим шагом.
НАБОР ЩУПОВ
Зазоры в ГРМ или между контактами прерывателя штангенциркулем не измеришь -понадобится набор щупов. Чтобы работать с ними, нужен навык. И не только для того, чтобы не повредить самые тонкие из них. Пластина должна перемещаться в зазоре вязко, но не туго - вот эту разницу и придется научиться чувствовать. Самый удобный набор щупов - № 2. В него входят две группы пластин. У пластин первой группы толщина от 0,02 до 0,09 мм с интервалом 0,01 мм, а у второй - от 0,1 до 0,5 с интервалом 0,05 мм. Совмещая их парами, можно получить любой размер от 0,02 до 0,95 мм с шагом 0,01. Если совмещать по три и более пластин, точность измерения будет ниже.
После покупки набора точность размеров щупов лучше сразу проверить микрометром. Если они неточные - не беда, запомните их истинные размеры и учитывайте их при работе. Проверять их нужно микрометром. Когда зажмете все-таки щуп между его измерительными поверхностями (зажимать только с помощью трещотки!), подвигайте его туда-сюда - узнаете, с каким усилием он должен перемещаться между измеряемыми поверхностями.
МИКРОМЕТР
Предназначен для измерения наружных поверхностей с точностью до 0,01 мм. Основа прибора - скоба, с одной стороны на ней неподвижно закреплена твердая пластина, а из другой выдвигается стержень с такой же пластиной на конце. Главная деталь устройства - микрометрический винт с шагом резьбы 0,5 мм, то есть за один оборот винта стержень выдвигается на полмиллиметра. На неподвижном цилиндре двойная шкала, ее нижняя часть выглядит как обычная линейка, а риски верхней делят нижние, миллиметровые деления, пополам. Поверхность у края вращающегося цилиндра разбита на 50 делений. Чтобы точность измерения была высокой, микрометрический винт делают довольно коротким, поэтому диапазон измерения микрометров обычно не превышает 25 мм. Они рассчитаны на измерение размеров 0-25, 25-50, 50-75, 75-100 мм и более.
Как измерять? Поместите деталь между губками и вращайте поворотный цилиндр до тех пор, пока деталь не будет зажата. Чтобы получить точный размер и не испортить инструмент, вращайте только за "трещотку" на цилиндре. Результат считывается следующим образом. Если последнее деление, которое открылось при вращении подвижного цилиндра, в нижнем ряду, значит, к этому числу целых миллиметров нужно прибавить показание на шкале подвижного цилиндра напротив линии, разделяющей верхнюю и нижнюю шкалы неподвижного. Если последнее деление оказалось на верхней шкале - прибавьте к тому, что получилось, еще 0,5мм.
Микрометры перед работой нужно проверять. Протрите его губки и сведите их вместе. Если на шкале получился размер, отличный от нуля, еще раз протрите поверхности губок и стержня и повторите замер. Не помогла протирка? Придется прибор отрегулировать. Ослабьте фиксирующий винт на поворотном цилиндре и покрутите цилиндр, пока риски шкалы не покажут ноль, Добившись этого, затяните винт. У приборов с диапазоном измерений больше 25!мм губки свести не удастся, поэтому нужно зажать между ними специальный стержень - калибр. Он обязательно прилагается к инструменту.
Точности микрометра хватит, чтобы измерить наружные диаметры валов двигателя и КП, поршней и прочих точных деталей. Кстати, измерять поршень нужно в плоскости, перпендикулярной плоскости оси поршневого пальца, и найти при этом максимальный размер. Он обычно расположен в самом низу.
Толщину вкладышей коленвала обычным микрометром так просто не измеришь - его губки плоские. Для этого предназначены приборы со сферическими головками. Но можно обойтись и без них. Между одной из губок и вогнутой стороной вкладыша подложите шарик от подшипника, измерьте, а затем вычтите из результата диаметр шарика.
ИНДИКАТОРНЫЙ НУТРОМЕР
Вернемся к зазору между поршнем и цилиндром. Поршень мы измерили, но, чтобы узнать внутренний диаметр цилиндра, нужен еще один прибор.
Состоит он из двух частей: измерительного устройства и индикатора часового типа (индикаторной головки). На "часах" две шкалы: одна (большая) с ценой деления 0,01 мм, а полный оборот стрелки составляет один миллиметр. Вторая шкала (маленькая) показывает число оборотов большой стрелки, то есть миллиметры. Ход стержня головки - 10 мм. Чтобы увеличить диапазон измеряемых размеров до 100 мм и более, к нутромеру прилагаются регулируемые стержни и ключ, которым стержни закручивают на место.
Перед тем, как работать с нутромером, его следует настроить. Предположим, вам понадобилось узнать зазор между поршнем и цилиндром. Для этого измерьте микрометром поршень, зафиксируйте поворотный цилиндр стопором и закрепите прибор в тисках. Подберите регулируемый стержень подходящей длины, вкрутите его в нутромер и вставьте прибор в микрометр так, чтобы регулируемый и поворотный стержни уперлись в губки микрометра. Поворачивая регулируемый стержень, добейтесь, чтобы большая стрелка приблизилась к нулю, и зафиксируйте контргайкой. Точно установите индикатор на ноль - поворачивая его шкалу. Покачайте нутромер в губках микрометра, чтобы убедиться: стрелка при максимальном отклонении останавливается именно на нуле. Понадобится - подкорректируйте настройку шкалы. Затем вставьте прибор в цилиндр двигателя и, покачивая, определите, на сколько делений стрелка не дойдёт до нуля. Их количество и есть зазор между цилиндром и поршнем в сотых долях миллиметра. Чтобы получить полную картину износа цилиндра, его нужно измерить в нескольких местах: в нижней, средней и верхней частях цилиндра (где образовалась кольцевая канавка от колец)- так вы проверите цилиндр на конусность. Сначала проделайте это в плоскости вращения коленвала, а затем перпендикулярно ей - проверите его овальность. Если хотите узнать изначальный диаметр рабочей поверхности, измерьте верхний поясок, куда не доходят кольца. Но прежде тщательно отмойте его от нагара!
Когда будете настраивать нутромер и работать с ним, держите его только за деревянную втулку (она может быть и пластмассовой) на штанге; Но ни в коем случае не за саму штангу! Дело в том, что нагрев штангу теплом руки, вы "удлините" ее на несколько сотых миллиметра, а длина подвижного стержня внутри останется прежней. Размер, который покажет прибор, будет отличаться на эти "сотки".
Индикаторная головка - прибор универсальный. Его используют и в других устройствах. Например, в приспособлении для установки опережения зажигания, которое можно было встретить в 70-80-х годах в мотомагазинах. Если немного напряжёте фантазию, то придумаете ещё десятки способов применения этой полезной вещи.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИБОРЫ
В настоящее время в продаже полно электронных аналогов штангенциркуля, микрометра и нутромера. С ними работать проще (не нужно напрягать зрение, выискивая, какие риски совпали). К этим приборам прилагаются подробные инструкции, следуя которым не трудно разобраться в алгоритме их работы. Но их цена порой в несколько раз больше, чем у механических устройств. Их, как и механические, нельзя ронять. Но механику после удара можно починить, а электрические приборы - нет.
ПЛАСТИКОВАЯ ПРОВОЛОКА
Измерить зазор между шейкой коленвала и вкладышами без разборки двигателя можно проволокой из специального пластика.
Открутите болты или гайки, крепящие крышки шеек, и снимите крышки. Отрежьте куски проволоки длиной, равной ширине рабочей поверхности. Положите проволоку на эту поверхность параллельно оси вращения. Соберите узел и затяните крепеж с положенным усилием. Затем снова все разберите - увидите, что проволока
расплющилась. На упаковку, в которой она продается, нанесена шкала, на ней указано, до какой ширины расплющивается проволока в разных зазорах. Приложив шкалу к ее остаткам, узнаете величину зазора. Соскабливать пластик нужно мягким, лучше деревянным скребком. Особо усердствовать не стоит - следы пластика бесследно растворяются в масле.
Этот метод определения зазора имеет еще одно достоинство. Иногда трущиеся поверхности изнашиваются неравномерно, и сопрягаемые поверхности приобретают коническую, седлообразную или какую-нибудь другую форму, а попавшие в зону трения твердые частицы продирают канавки. Губки большинства измерительных приборов слишком велики, чтобы измерить неширокие, но глубокие, а значит, опасные дефекты. Проволока их обнаружит, а по ширине отпечатка можно с достаточной точностью оценить их размеры.