История мотоцикла Урал
Категория: Отечественные мотоциклы » Урал
До Великой отечественной войны 1941-1945 гг. масштабы производства мотоциклов в СССР были скромными (в 1940 г. было произведено 6800 штук). Выпуск мотоциклетной техники осуществлялся неспециализированными предприятиями. Первым заводом, изначально ориентированным на производство только мотоциклов, стал ирбитский.
В конце 30-х годов в Наркомате обороны СССР состоялось секретное совещание, посвященное выбору модели для Вооруженных сил. После сравнения образцов, в том числе и зарубежных, было решено взять за основу БМВ-Р71, состоявший на вооружении немецкой армии. Для сохранения секретности пять мотоциклов марки БМВ закупили в Швеции. Специалисты-технологи исследовали химический состав каждой детали, изучили глубину и характер обработки поверхностей, чистоту и точность изготовления и решили делать все так, как сделано на фирме БМВ, за исключением электрической схемы.
Для производства мотоциклов, получивших марку М-72, предусматривалась широкая кооперация предприятий. Так, в конструкторском бюро ЗИСа разрабатывали документацию на двигатель, для массового выпуска которого создали специальный цех. Документацию на коробку передач составили инженеры автомобильного завода им. Коммунистического интернационала молодежи (нынешний АЗЛК). Выпуск колясок и карданов поручили ГАЗу, фары заказали в Киржаче, электрооборудование должен был поставлять завод АТЭ-1; кроме них было задействовано еще несколько предприятий в разных городах СССР.
Ранней весной 1941 г. опытные образцы М-72 показали командованию Красной Армии, и было принять решение об их массовом производстве.
После начала Великой отечественной войны работы по развертыванию производства М-72 пошли интенсивнее. Но наступление немецких войск было стремительным: 20 октября 1941 года Москва была объявлена на осадном положении, и на следующий день, 21 октября, Совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о переводе Московского мотозавода и связанных с мотоциклетным производством Цехов ЗИСа и КИМа на Урал в город Ирбит. Отправили в далекий уральский городок также специалистов из Харькова, Таганрога и Ленинграда. Первый эшелон прибыл в Ирбит 17 ноября 1941 г. Урал встретил прибывших тридцатиградусным морозом.
Разместился завод, который с этого времени стал Ирбитским мотоциклетным (ИМЗ), на площадях бывшего пивоваренного завода. В наследство от пивоваренного завода ИМЗ достались: недостроенный жилой дом на 16 квартир, заводской клуб, узкоколейный путь и цехи: квасной, сухарный, бондарный, солодовый и др., вся механизация состояла из двух тракторов на гусеничном ходу и шести машин.
Несмотря на все трудности 25 февраля 1942 года была выпущена первая партия мотоциклов М-72 из двигателей, привезенных из Москвы. (Всего за годы войны на фронт было отправлено 9799 мотоциклов).
В 1943 году на собранные ирбитчанами добровольные пожертвования была сформирована мотоколонна из 106 мотоциклов и отправлена на фронт. Вскоре на ИМЗ поступила телеграмма с благодарностью от Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.
После войны, в 1947 году был разработан план генерального развития завода: предстояло провести коренную реконструкцию и вместо четырех-пяти тысяч выпускать в год 20 тысяч мотоциклов. Развитие завода приняло такие темпы, что уже в 1950 году ИМЗ выпустил 30-тысячный мотоцикл, что стало большим событием в жизни завода. Еще через года перед ИМЗ была поставлена задача перейти на выпуск 30 тысяч мотоциклов в год.
С 1953 года началась поставка ирбитских мотоциклов на экспорт. В основном они вывозились в развивающиеся страны и государства Восточной Европы; подавляющее большинство мотоциклов закупалось для нужд армии и полиции. Наибольшего размаха экспорт достиг в 70-80-е годы. С распадом социалистического лагеря и развалом СССР рынок сбыта резко сузился. Но с конца 80-х годов начались регулярные поставки ирбитских мотоциклов во Францию, Испанию, Швецию, Голландию, Чили, Венесуэлу, Колумбию, Аргентину и другие страны. Здесь «Уралы» покупают обычные люди: юристы, врачи, инженеры и т.д., так как они, по оценке немецкой компании «Иван байке», дешевле «Харлей-Дэвидсонов» и позволяют сильнее выделиться, чем последние.
С 1954 года начал поставлять мотоциклы в армию Киевский мотоциклетный завод, поэтому ирбитский завод прекратил поставку мотоциклов военному ведомству и начал поставлять свою продукцию в народное хозяйство. Мотоциклы тяжелого класса впервые поступили в торговлю.
С 1958 года ИМЗ стал рентабельным заводом. Его директор П.Н.Игнатьев по этому поводу писал: «До нынешнего года мы были планово-убыточным заводом, получали от государства ежегодно дотацию в несколько миллионов рублей. Сейчас мы вышли на такую дорогу экономического развития, что не только не берем ни рубля из кармана государства на покрытие убытков, но наоборот, нашу прибыль добавляем к общим доходам нашей страны...»
Все дальше развивалась конструкция основного изделия ИМЗ - мотоцикла. В начале 60-х годов завод выпускал кроме М-72 мотоциклы М-52, М-61. В 1955 году совместно с НАМИ началась разработка оригинального микроавтомобиля вагонной компоновки под названием «Белка»: двигатель был позаимствован с мотоцикла, но получил принудительное охлаждение. В 1959 году заводские конструкторы разработали вездеход «Огонек».
С 1965 по 1971 годы были освоены и пошли в серию мотоциклы М-63, патрульный, «Кросс-650», и «Стрела», находившаяся на уровне лучших мировых образцов. Венцом же развития ИМЗ в доперестроечный период явилось 22 ноября 1985 года, день, когда с заводского конвейера сошел двухмиллионный мотоцикл. Им оказалась серийная двухколесная машина дорожного типа марки М-67-36.
Для испытания мотоциклов в дорожных условиях и различных климатических зонах организовывались пробеги и экспедиции. В 1986 году испытатели ИМЗ приняли участие в экспедиции газеты «Советская Россия», маршрут которой пролегал от Красного до Каспийского моря. В 1996 году ирбитские мотоциклы с приводом на колесо коляски и трицикл испытывались в условиях Казахстана и Средней Азии. В 1997 году стартовала экспедиция от Выборга до мыса Дежнева; часть маршрута была пройдена на мотоциклах ИМЗ.
21 октября 1991 года завод торжественно отметил свой 50-летний юбилей. На торжество прибыло множество гостей со всех уголков страны: ИМЗ подготовил не одну тысячу специалистов, работающих теперь на ВАЗе, КАМАЗе, МАЗе и УАЗе.
После того, как Украина обрела независимость, Ирбитский мотозавод стал единственным в стране предприятием, производящим мотоциклы тяжелого класса.
В 1992 году ему была вручена в Мадриде Международная Золотая Звезда за качество и деловую инициативу. 26 октября 1993 года с конвейера ИМЗ сошел 3-миллионный мотоцикл.
Торговая марка «Урал» известна во всем мире, в период советской эпохи ирбитские мотоциклы поставлялись в 64 страны мира. Сегодня на мотоциклах ирбитского заводя ездят жители Германии, Бельгии, Италии, Кубы, Перу, Франции и других стран. Ирбитский мотозавод - единственное предприятие в России, поставляющее сертифицированную мотопродукцию в Соединенные Штаты Америки. Тысячи штук мотоциклов «Урал» по заказу министерств обороны поставляются в страны Северной Африки и Юго-Восточной Азии.
В 1992 году завод стал акционерным обществом. Необходимость приспособиться к условиям рыночной экономики вынудила расширить ассортимент выпускаемой продукции: начали собираться новые модели мотоциклов - с приводом на колесо коляски, трицикл. Однако, экономический кризис, переживаемый страной, тяжело отразился на мотозаводе - началось сокращение объемов производства: если в 1992 году было собрано 130 986 мотоциклов, то в 1993 году - 121 347, а в 1994 - 68 753, в 1995 - 11 779, в 1996 - 6 416, а в 1997 году - 4 731. Произошло и сокращение численности рабочих. Но, не смотря на то, что мотозавод переживает сейчас тяжелое время, ирбитчане сохраняют надежду на возрождение производства.
В начале 1998 года произошла смена основного акционера, завод стал собственностью корпорации «Биопроцесс-НИПЕК». По заказу корпорации в июле 1998 года известная фирма «Той Опинион» провела широкомасштабные маркетинговые исследования. Одним из главных результатов исследования является выявление предполагаемого спроса на мотоциклы. В настоящее время планируемые к покупке мотоциклы «Урал» соотносятся как 6:4. Но в дальнейшем это соотношение будет увеличиваться в сторону одиночек. Завод, выпускавший 40 лет модель мотоцикла с коляской, еще в 1996 году изготовил первую одиночку марки «Урал» - мотоцикл «Соло». Правда по внешнему виду он мало чем отличается от обычного «Урала». А вот следующая модель - «Вояж», появившаяся в 1997 году, до сих пор, по оценке потребителей, стоит отдельной строкой, вызывая множество самых разнообразных, порой противоречивых, мнений.
Предпоследней, в октябре 1998 года появилась на свет стайлинговая модель мотоцикла «Соло Классик», выполненная в стиле мототехники 50-60 годов. Но в отличие от мотоциклов той поры, «Соло Классик» оснащен суперсовременным серийным оппозитным двигателем рабочим объемом 650 куб.см, 4-ступенчатой коробкой передач, новым двухдисковым передним тормозом с гидравлическим приводом. На заднем маятнике установлены подшипники, обеспечивающие достаточную жесткость. Стильность модели подчеркнута обилием хромированных деталей: каплевидный бак, боковые панели, передние и задние дуги безопасности.
Знакомство с московскими байкерами «Ночными волками», поездки на байк-шоу в 1996, 1997 году привели к тому, что конструкторы завода в 1998 году создали «Кобру» - модель, ориентированную на байкеров. Участники «Байк-шоу-97» проявили немалый интерес к этой модели, но отсутствие задней подвески (довольно смелый шаг, рассчитанный на фанатов мотоциклетной езды) вызвало противоречивые отклики, причем и сегодня достаточно сложно определить, на чьей стороне перевес: сторонников этой конструкции или противников. Например, англичане восприняли «Кобру» с восторгом. Но в Англии дороги ровнее, чем в России... И поэтому осенью прошлого года было принято решение модернизировать «Кобру».
Руководство завода, пытаясь найти новые пути к потребителю, провело несколько встреч с лидером ассоциации байкеров России - Хирургом. Уже эскизный проект нового мотоцикла был максимально приближен к пониманию байкеров о стиле русского чоппера. Дальнейшая работа по воплощению модели не оставила иллюзий о том, что просто модернизировать «Кобру» не удастся.
В конструкции нового мотоцикла «Волк» воплотились все те технические решения, которые хорошо зарекомендовали себя в предыдущих моделях: двигатель 750 куб. см, дисковые тормоза на оба колеса, увеличен угол наклона передней вилки, традиционные шариковые подшипники в рулевой колонке заменены на конические, установлены генератор повышенной мощности производства московского завода АТЭ-1, воздушный фильтр с бумажным фильтрующим элементом, стартерный электрозапуск, подвеска заднего колеса. Приборы контроля, расположенные на приборном щитке, стали более аскетичными. Дополнительные подножки для ног водителя в передней части рамы позволяют выбирать наиболее удобную посадку в зависимости от режима движения, к тому же на ней расположены дополнительные рычаги тормоза и переключения передач.
Завод продолжает работу по улучшению качества выпускаемой продукции. В сентябре прошлого года разрозненные отделы - отдел стандартизации, ОТК, отдел главного метролога, центральную заводскую лабораторию, гарантийную мастерскую объединили в единую дирекцию по качеству. Затем начали разработку Системы качества на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000, ввели 100-процентную приемку качества деталей, исключили замену материалов, ухудшающих качество деталей, причем отказ от бартера и работа за «живые» деньги сегодня позволяют заводским снабженцам диктовать свои условия поставщикам. Фирма «Урал-Америка», вот уже пять лет торгующая на американском континенте тяжелыми российскими мотоциклами марки «Урал», за последние два года продала более 500 штук. Американцы уже убедились, что завод может выпускать качественную продукцию даже по завышенным заокеанским меркам, и фирма заявила о желании значительно увеличить поставки мотоциклов «Урал», только в первом квартале завод должен поставить 250 мотоциклов.
Продолжается поиск новых партнеров. Сейчас на заводе рассматривается возможность выпуска мотоцикла с левосторонним расположением коляски, что открывает новые рынки сбыта. Мотоциклы с приводом на колесо коляски заинтересовали даже японцев.
Активно работает служба технического директора, тщательно изучаются и проверяются предложения по оснащению мотоциклов карбюраторами К-68 на базе двигателя 650 куб. см подтвердили, что при их использовании значительно меньше расходуется топливо, двигатель работает ровнее, устойчивее, наблюдается стабильность холостого хода. Испытатели отметили хороший запуск двигателя в зимнее время. Отечественные карбюраторы герметичнее, проще в эксплуатации, лучше поддаются регулировке. И, что не маловажно, дешевле чешских более, чем в два раза.
Продолжаются переговоры с Каменск-Уральским металлургическим заводом об изготовлении поршней методом изотермической штамповки. Технология эта используется всеми ведущими мировыми автомотостроителями, однако, в России ирбитский завод первым взялся за эту технологию. Кованые поршни будут на порядок выше по своим качественным показателям: легче, прочнее, износоустойчивее.
Заканчиваются испытания алюминиевых цилиндров с чугунной гильзой, и к середине апреля они должны быть внедрены в производство. Переход на гильзованные цилиндры даст более значительный эффект охлаждения двигателя и его долговечность.
Методом лазерной резки в ближайшем будущем будут изготавливаться тормозные диски мотоциклов. Новая технология разработана на базе Уральского научно-исследовательского технологического института. Новый метод позволяет в несколько десятков раз сократить время на производство этих деталей и значительно повысить при этом качество.
Для качественной покраски мотоциклов закуплены компоненты для полировки лакокрасочных покрытий.
В конце 30-х годов в Наркомате обороны СССР состоялось секретное совещание, посвященное выбору модели для Вооруженных сил. После сравнения образцов, в том числе и зарубежных, было решено взять за основу БМВ-Р71, состоявший на вооружении немецкой армии. Для сохранения секретности пять мотоциклов марки БМВ закупили в Швеции. Специалисты-технологи исследовали химический состав каждой детали, изучили глубину и характер обработки поверхностей, чистоту и точность изготовления и решили делать все так, как сделано на фирме БМВ, за исключением электрической схемы.
Для производства мотоциклов, получивших марку М-72, предусматривалась широкая кооперация предприятий. Так, в конструкторском бюро ЗИСа разрабатывали документацию на двигатель, для массового выпуска которого создали специальный цех. Документацию на коробку передач составили инженеры автомобильного завода им. Коммунистического интернационала молодежи (нынешний АЗЛК). Выпуск колясок и карданов поручили ГАЗу, фары заказали в Киржаче, электрооборудование должен был поставлять завод АТЭ-1; кроме них было задействовано еще несколько предприятий в разных городах СССР.
Ранней весной 1941 г. опытные образцы М-72 показали командованию Красной Армии, и было принять решение об их массовом производстве.
После начала Великой отечественной войны работы по развертыванию производства М-72 пошли интенсивнее. Но наступление немецких войск было стремительным: 20 октября 1941 года Москва была объявлена на осадном положении, и на следующий день, 21 октября, Совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о переводе Московского мотозавода и связанных с мотоциклетным производством Цехов ЗИСа и КИМа на Урал в город Ирбит. Отправили в далекий уральский городок также специалистов из Харькова, Таганрога и Ленинграда. Первый эшелон прибыл в Ирбит 17 ноября 1941 г. Урал встретил прибывших тридцатиградусным морозом.
Разместился завод, который с этого времени стал Ирбитским мотоциклетным (ИМЗ), на площадях бывшего пивоваренного завода. В наследство от пивоваренного завода ИМЗ достались: недостроенный жилой дом на 16 квартир, заводской клуб, узкоколейный путь и цехи: квасной, сухарный, бондарный, солодовый и др., вся механизация состояла из двух тракторов на гусеничном ходу и шести машин.
Несмотря на все трудности 25 февраля 1942 года была выпущена первая партия мотоциклов М-72 из двигателей, привезенных из Москвы. (Всего за годы войны на фронт было отправлено 9799 мотоциклов).
В 1943 году на собранные ирбитчанами добровольные пожертвования была сформирована мотоколонна из 106 мотоциклов и отправлена на фронт. Вскоре на ИМЗ поступила телеграмма с благодарностью от Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.
После войны, в 1947 году был разработан план генерального развития завода: предстояло провести коренную реконструкцию и вместо четырех-пяти тысяч выпускать в год 20 тысяч мотоциклов. Развитие завода приняло такие темпы, что уже в 1950 году ИМЗ выпустил 30-тысячный мотоцикл, что стало большим событием в жизни завода. Еще через года перед ИМЗ была поставлена задача перейти на выпуск 30 тысяч мотоциклов в год.
С 1953 года началась поставка ирбитских мотоциклов на экспорт. В основном они вывозились в развивающиеся страны и государства Восточной Европы; подавляющее большинство мотоциклов закупалось для нужд армии и полиции. Наибольшего размаха экспорт достиг в 70-80-е годы. С распадом социалистического лагеря и развалом СССР рынок сбыта резко сузился. Но с конца 80-х годов начались регулярные поставки ирбитских мотоциклов во Францию, Испанию, Швецию, Голландию, Чили, Венесуэлу, Колумбию, Аргентину и другие страны. Здесь «Уралы» покупают обычные люди: юристы, врачи, инженеры и т.д., так как они, по оценке немецкой компании «Иван байке», дешевле «Харлей-Дэвидсонов» и позволяют сильнее выделиться, чем последние.
С 1954 года начал поставлять мотоциклы в армию Киевский мотоциклетный завод, поэтому ирбитский завод прекратил поставку мотоциклов военному ведомству и начал поставлять свою продукцию в народное хозяйство. Мотоциклы тяжелого класса впервые поступили в торговлю.
С 1958 года ИМЗ стал рентабельным заводом. Его директор П.Н.Игнатьев по этому поводу писал: «До нынешнего года мы были планово-убыточным заводом, получали от государства ежегодно дотацию в несколько миллионов рублей. Сейчас мы вышли на такую дорогу экономического развития, что не только не берем ни рубля из кармана государства на покрытие убытков, но наоборот, нашу прибыль добавляем к общим доходам нашей страны...»
Все дальше развивалась конструкция основного изделия ИМЗ - мотоцикла. В начале 60-х годов завод выпускал кроме М-72 мотоциклы М-52, М-61. В 1955 году совместно с НАМИ началась разработка оригинального микроавтомобиля вагонной компоновки под названием «Белка»: двигатель был позаимствован с мотоцикла, но получил принудительное охлаждение. В 1959 году заводские конструкторы разработали вездеход «Огонек».
С 1965 по 1971 годы были освоены и пошли в серию мотоциклы М-63, патрульный, «Кросс-650», и «Стрела», находившаяся на уровне лучших мировых образцов. Венцом же развития ИМЗ в доперестроечный период явилось 22 ноября 1985 года, день, когда с заводского конвейера сошел двухмиллионный мотоцикл. Им оказалась серийная двухколесная машина дорожного типа марки М-67-36.
Для испытания мотоциклов в дорожных условиях и различных климатических зонах организовывались пробеги и экспедиции. В 1986 году испытатели ИМЗ приняли участие в экспедиции газеты «Советская Россия», маршрут которой пролегал от Красного до Каспийского моря. В 1996 году ирбитские мотоциклы с приводом на колесо коляски и трицикл испытывались в условиях Казахстана и Средней Азии. В 1997 году стартовала экспедиция от Выборга до мыса Дежнева; часть маршрута была пройдена на мотоциклах ИМЗ.
21 октября 1991 года завод торжественно отметил свой 50-летний юбилей. На торжество прибыло множество гостей со всех уголков страны: ИМЗ подготовил не одну тысячу специалистов, работающих теперь на ВАЗе, КАМАЗе, МАЗе и УАЗе.
После того, как Украина обрела независимость, Ирбитский мотозавод стал единственным в стране предприятием, производящим мотоциклы тяжелого класса.
В 1992 году ему была вручена в Мадриде Международная Золотая Звезда за качество и деловую инициативу. 26 октября 1993 года с конвейера ИМЗ сошел 3-миллионный мотоцикл.
Торговая марка «Урал» известна во всем мире, в период советской эпохи ирбитские мотоциклы поставлялись в 64 страны мира. Сегодня на мотоциклах ирбитского заводя ездят жители Германии, Бельгии, Италии, Кубы, Перу, Франции и других стран. Ирбитский мотозавод - единственное предприятие в России, поставляющее сертифицированную мотопродукцию в Соединенные Штаты Америки. Тысячи штук мотоциклов «Урал» по заказу министерств обороны поставляются в страны Северной Африки и Юго-Восточной Азии.
В 1992 году завод стал акционерным обществом. Необходимость приспособиться к условиям рыночной экономики вынудила расширить ассортимент выпускаемой продукции: начали собираться новые модели мотоциклов - с приводом на колесо коляски, трицикл. Однако, экономический кризис, переживаемый страной, тяжело отразился на мотозаводе - началось сокращение объемов производства: если в 1992 году было собрано 130 986 мотоциклов, то в 1993 году - 121 347, а в 1994 - 68 753, в 1995 - 11 779, в 1996 - 6 416, а в 1997 году - 4 731. Произошло и сокращение численности рабочих. Но, не смотря на то, что мотозавод переживает сейчас тяжелое время, ирбитчане сохраняют надежду на возрождение производства.
В начале 1998 года произошла смена основного акционера, завод стал собственностью корпорации «Биопроцесс-НИПЕК». По заказу корпорации в июле 1998 года известная фирма «Той Опинион» провела широкомасштабные маркетинговые исследования. Одним из главных результатов исследования является выявление предполагаемого спроса на мотоциклы. В настоящее время планируемые к покупке мотоциклы «Урал» соотносятся как 6:4. Но в дальнейшем это соотношение будет увеличиваться в сторону одиночек. Завод, выпускавший 40 лет модель мотоцикла с коляской, еще в 1996 году изготовил первую одиночку марки «Урал» - мотоцикл «Соло». Правда по внешнему виду он мало чем отличается от обычного «Урала». А вот следующая модель - «Вояж», появившаяся в 1997 году, до сих пор, по оценке потребителей, стоит отдельной строкой, вызывая множество самых разнообразных, порой противоречивых, мнений.
Предпоследней, в октябре 1998 года появилась на свет стайлинговая модель мотоцикла «Соло Классик», выполненная в стиле мототехники 50-60 годов. Но в отличие от мотоциклов той поры, «Соло Классик» оснащен суперсовременным серийным оппозитным двигателем рабочим объемом 650 куб.см, 4-ступенчатой коробкой передач, новым двухдисковым передним тормозом с гидравлическим приводом. На заднем маятнике установлены подшипники, обеспечивающие достаточную жесткость. Стильность модели подчеркнута обилием хромированных деталей: каплевидный бак, боковые панели, передние и задние дуги безопасности.
Знакомство с московскими байкерами «Ночными волками», поездки на байк-шоу в 1996, 1997 году привели к тому, что конструкторы завода в 1998 году создали «Кобру» - модель, ориентированную на байкеров. Участники «Байк-шоу-97» проявили немалый интерес к этой модели, но отсутствие задней подвески (довольно смелый шаг, рассчитанный на фанатов мотоциклетной езды) вызвало противоречивые отклики, причем и сегодня достаточно сложно определить, на чьей стороне перевес: сторонников этой конструкции или противников. Например, англичане восприняли «Кобру» с восторгом. Но в Англии дороги ровнее, чем в России... И поэтому осенью прошлого года было принято решение модернизировать «Кобру».
Руководство завода, пытаясь найти новые пути к потребителю, провело несколько встреч с лидером ассоциации байкеров России - Хирургом. Уже эскизный проект нового мотоцикла был максимально приближен к пониманию байкеров о стиле русского чоппера. Дальнейшая работа по воплощению модели не оставила иллюзий о том, что просто модернизировать «Кобру» не удастся.
В конструкции нового мотоцикла «Волк» воплотились все те технические решения, которые хорошо зарекомендовали себя в предыдущих моделях: двигатель 750 куб. см, дисковые тормоза на оба колеса, увеличен угол наклона передней вилки, традиционные шариковые подшипники в рулевой колонке заменены на конические, установлены генератор повышенной мощности производства московского завода АТЭ-1, воздушный фильтр с бумажным фильтрующим элементом, стартерный электрозапуск, подвеска заднего колеса. Приборы контроля, расположенные на приборном щитке, стали более аскетичными. Дополнительные подножки для ног водителя в передней части рамы позволяют выбирать наиболее удобную посадку в зависимости от режима движения, к тому же на ней расположены дополнительные рычаги тормоза и переключения передач.
Завод продолжает работу по улучшению качества выпускаемой продукции. В сентябре прошлого года разрозненные отделы - отдел стандартизации, ОТК, отдел главного метролога, центральную заводскую лабораторию, гарантийную мастерскую объединили в единую дирекцию по качеству. Затем начали разработку Системы качества на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000, ввели 100-процентную приемку качества деталей, исключили замену материалов, ухудшающих качество деталей, причем отказ от бартера и работа за «живые» деньги сегодня позволяют заводским снабженцам диктовать свои условия поставщикам. Фирма «Урал-Америка», вот уже пять лет торгующая на американском континенте тяжелыми российскими мотоциклами марки «Урал», за последние два года продала более 500 штук. Американцы уже убедились, что завод может выпускать качественную продукцию даже по завышенным заокеанским меркам, и фирма заявила о желании значительно увеличить поставки мотоциклов «Урал», только в первом квартале завод должен поставить 250 мотоциклов.
Продолжается поиск новых партнеров. Сейчас на заводе рассматривается возможность выпуска мотоцикла с левосторонним расположением коляски, что открывает новые рынки сбыта. Мотоциклы с приводом на колесо коляски заинтересовали даже японцев.
Активно работает служба технического директора, тщательно изучаются и проверяются предложения по оснащению мотоциклов карбюраторами К-68 на базе двигателя 650 куб. см подтвердили, что при их использовании значительно меньше расходуется топливо, двигатель работает ровнее, устойчивее, наблюдается стабильность холостого хода. Испытатели отметили хороший запуск двигателя в зимнее время. Отечественные карбюраторы герметичнее, проще в эксплуатации, лучше поддаются регулировке. И, что не маловажно, дешевле чешских более, чем в два раза.
Продолжаются переговоры с Каменск-Уральским металлургическим заводом об изготовлении поршней методом изотермической штамповки. Технология эта используется всеми ведущими мировыми автомотостроителями, однако, в России ирбитский завод первым взялся за эту технологию. Кованые поршни будут на порядок выше по своим качественным показателям: легче, прочнее, износоустойчивее.
Заканчиваются испытания алюминиевых цилиндров с чугунной гильзой, и к середине апреля они должны быть внедрены в производство. Переход на гильзованные цилиндры даст более значительный эффект охлаждения двигателя и его долговечность.
Методом лазерной резки в ближайшем будущем будут изготавливаться тормозные диски мотоциклов. Новая технология разработана на базе Уральского научно-исследовательского технологического института. Новый метод позволяет в несколько десятков раз сократить время на производство этих деталей и значительно повысить при этом качество.
Для качественной покраски мотоциклов закуплены компоненты для полировки лакокрасочных покрытий.