Как армировать тормозные шланги
Комплект наконечника для армированного шланга: 1 - шланг; 2 - гайка; 3 - втулка; 4 - штуцер.
Штатные тормозные шланги прекрасно справляются со своими «обязанностями», но могут «подвести под монастырь» при динамичной езде. Альтернативные армированные намного жестче, прочнее, с ними тормозные рычаги становятся чувствительнее на команды пилота к замедлению, а значит, могут сэкономить доли секунды, которых порой так не хватает в экстремальных ситуациях. Итак, армируем шланги!
Как армировать тормозные шланги
Набор инструментов для сборки наконечника.
О замене штатных тормозных шлангов армированными рассказывает механик по ремонту мототехники компании «Мотокружок 2» Сергей ЩУПАК.
Как армировать тормозные шланги
Отрежьте кусок шланга нужной длины. Срежьте край пластмассовой оболочки на длину 2/3 штуцера. Наденьте гайку сейчас - потом не получится.
Бак, облицовку и прочие детали, находящиеся вблизи к ремонтируемым деталям, прикройте полиэтиленом. Если же все-таки брызги тормозной жидкости попадут на окрашенные детали, тут же сотрите их ветошью.
Как армировать тормозные шланги
Подравняйте отверткой передавленную при обрезке внутреннюю пластиковую оболочку и распушите стальную оплетку. Постарайтесь придать краю оплетки коническую форму. Выровняйте бокорезами и ножом край шланга.
Снимите крышку бачка с тормозной жидкостью и опустошите его шприцом. Начинайте демонтаж шланга с нижнего крепления, вовремя подставьте под суппорт банку - меньше прольете на пол тормозухи.
Как армировать тормозные шланги
Вставьте втулку между внутренней оболочкой и стальной оплеткой. Вставьте штуцер в шланг и, сжимая в руках всю конструкцию, зажмите его (через картонку) в тисках. По-прежнему поджимая шланг, затяните гайку.
Армированные шланги продают уже собранными или в виде набора из куска шланга (при покупке нужно знать его длину) и двух комплектов, из которых предстоит самому собрать наконечники. Готовый устанавливать проще, но нужно еще найти подходящий по размеру, и стоить он будет дороже. А если что-то в мотоцикле переделывалось, - без комплекта не обойтись. Сам шланг берите подлиннее, с запасом - лишнее отрежете, а вот нарастить короткий не удастся.
Как армировать тормозные шланги
Рядом с наконечником можно расположить декоративную трубку (указана стрелкой).
Сначала проложите шланг от суппорта к главному тормозному цилиндру и уточните длину. Не забывайте, что каждый из наконечников на пару сантиметров удлинит шланг. При максимальном ходе колеса он не должен натягиваться! Но и висеть петлями ему вредно - можно зацепиться за что-нибудь. Сборку наконечников удобнее всего проводить в маленьких тисках, надежно закрепленных на столе. Зажмите в них штуцер наконечника, обернув его несколькими слоями бумаги или картонкой, чтобы не повредить опорные поверхности. На шланг наденьте гайку. Слегка распушите оплетку шланга и наденьте втулку на его внутреннюю трубку так, чтобы она оказалась под оплеткой. Теперь шланг с втулкой и гайкой наденьте до упора на трубку штуцера наконечника и, сжимая всю эту конструкцию, затяните гайку. Если в это время хоть на мгновение расслабитесь, жесткий шланг может выскользнуть или втулка сместится и помнется. Втулка при сборке деформируется, и повторно ее использовать невозможно. Даже если наконечник не затянули до конца. Очень тщательно определите положение второго наконечника - после сборки его провернуть не удастся.
Протяните собранный шланг сквозь поддерживающие его кронштейны.
Когда шланг собран, установите его на место, залейте в бачок тормозную жидкость и открутите прокачной штуцер на тормозном цилиндре. Но перед этим наденьте на штуцер прозрачную трубку подходящего размера, а другой ее конец опустите в банку для тормозной жидкости. Жидкость постепенно наполнит новый шланг, тормозной цилиндр и потечет из трубки в банку. Следите за уровнем в бачке! Если прозеваете и он опустеет, воздух снова попадет в систему, и придется проливать ее сначала. Когда из прокачного штуцера перестанут выходить пузыри воздуха,закрутите его.
После проливки шланга добавьте в бачок тормозную жидкость и нажимайте на рычаг, пока из отверстия (указано стрелкой) не перестанут выходить пузыри.
Прокачайте тормоза в порядке, описанном в тексте. На фото в овале можно видеть пузырьки воздуха, выходящие из рабочего цилиндра.
Теперь начинается прокачка. Несколько раз нажмите на рычаг тормоза. Следите за жидкостью в бачке и ее уровнем. При нажатии-отпускании могут появляться пузырьки воздуха из отверстия в дне бачка - качайте, пока «бульканье» не прекратится. Затем, удерживая рычаг в нажатом состоянии, чуть-чуть открутите штуцер, а когда рычаг «провалится», - затяните, не отпуская рычаг. Повторяйте эту операцию до тех пор, пока не перестанут появляться пузыри в бачке и трубке, надетой на штуцер, а ручка не станет «жесткой». При прокачке тормозов присматривайте и за местами сочленения наконечников со шлангом, суппортом и главным тормозным цилиндром. Если обнаружите течь в местах соединения шланга с суппортом и главным тормозным цилиндром, разберите, протрите сопрягаемые части чистой, не ворсистой тряпкой и соберите снова. Не помогло? Замените уплотнительные шайбы. На стальные детали устанавливайте медные, на алюминиевые - алюминиевые. Если не удалось приобрести оригинальные шайбы отдельно от комплекта, можно воспользоваться деталями от отечественных тормозных систем. Но перед установкой обязательно отожгите их - нагрейте до появления цветов побежалости (для чего достаточно пламени зажигалки) и резко опустите в воду. Не получается нагреть сразу всю шайбу - грейте участками. В отличие от стали, после такой процедуры медь станет мягкой, почти как пластилин. Если течь появится из соединений наконечника, - попробуйте подтянуть. Жидкость может просачиваться из-за грязи, оказавшейся в соединении, или волосков оплетки, попавших между втулкой и шлангом. Течь не пропала? Значит, вы что-то собрали не так - разберите и ищите причину. Но учтите, что детали наконечника обычно не продают поштучно. Испортите одну - придется покупать весь комплект. Дешевле сразу работать аккуратно.
Благодарим за помощь в организации
фотосьемки компанию «Мирный атом мотоспорт».