Маленький чоппер ВМ Classik 200 полюбился покупателям: он стильный и недорогой. Что еще нужно начинающему байкеру? Правильно - надежность. А слабое место у этих мотоциклов есть - спицованные колеса. Они красивы, но ненадежны.
На заводе спицы натягивают как надо. Однако бывает, уже через несколько сотен километров их ниппели раскрутятся так, что обод болтается отдельно от ступицы. Случаи, чтобы колесо совсем развалилось на ходу, пока неизвестны, но не искушайте судьбу! В инструкции ясно написано: следите за натяжением спиц! Да кто ж их читает, эти инструкции! Большинство покупателей - ребята молодые, горячие, зачастую это их первый мотоцикл.
Перед закручиванием ниппелей капните на них резьбовой герметик.
Если заметите, что одна или несколько спиц ослабли (это легко определить на ощупь, а как - о том в конце материала), следует обратиться в гарантийную мастерскую - это так называемый гарантийный случай. Но попытайтесь обойтись своими силами - сэкономите массу времени. Больше того, заодно можно колесо и усовершенствовать.
Из-за чего колеса такие нежные? Спицы тонкие и короткие - работают на пределе прочности. Да и установлены под малыми углами - все удары по колесу передаются на ступицу очень жестко. В результате от вибрации ниппели откручиваются. Важно не упустить момент, ведь после этого нагрузка перекладывается на близлежащие спицы. А как только ослабнет несколько соседних, после первой же серьезной выбоины они посыпятся одна за другой. Бывали случаи, когда обрывались 10 из 36! Сразу оговорюсь, передние колеса несравнимо надежнее - их спицы длиннее, с утолщениями у основания. Да и нагрузка на передок мотоцикла гораздо меньше. Неприятности с ними - редкость, но это не значит, что за ними не нужно присматривать.
Вернуть колесу первозданный вид можно только при первых признаках ослабления - не позже. Если замешкаетесь, обод деформируется, а запоздалой подтяжкой спиц устранить «восьмерки» и прочие геометрические фигуры очень сложно, и то, если кривизна незначительная. И вот чего бойтесь: спиц для ВМ Classik 200 нет не только на складах изготовителя мотоцикла, но их даже не включили в каталог запасных частей! Из числа «неродных» отечественных спиц подобрать аналог тоже не удастся: диаметр обода заднего колеса - 15 дюймов. Если порвалось несколько спиц и новые найти не удалось, а менять колесо целиком не хочется, можно заменить их спицами от «Днепра». Но только весь комплект целиком! Пусть внешний вид «днепровских» деталей похуже - они не хромированные, а желтоватые из-за цинкового покрытия. Зато намного прочнее! Их диаметр 5,5 мм против 3 мм у ВМ. И найти эти детали можно на любом рынке мотозапчастей. Те, кого беспокоит внешний вид, могут отхромировать или покрасить серебристой краской из баллончика. Решите красить, - не забудьте обезжирить, зашкурить очень мелкой шкуркой и защитить от краски резьбу (воткните ее, например, в кусок пенопласта).
Для замены всего набора спиц полностью разберите колесо и рассверлите отверстия в ступице до 5,5 мм, а в ободе - до 8 мм. Не поленитесь удалить надфилем заусенцы на краях отверстий в ободе. И не забудьте перед сборкой или после нее обработать специальным составом для защиты от ржавчины отверстия на ободе.
Колесо с оборванными 10 спицами: 1 - оборванные спицы; 2 - следы от спиц - по ним легко сориентировать новые.
В сборке колеса ничего сложного нет. На ступице остаются характерные следы, по которым можно правильно расположить спицы, а это уже полдела. Далее положите обод на колени, вставьте ступицу внутрь него и, не вращая, перемещайте как бы по кругу внутри обода, вставляя спицы одну за другой в предназначенные для них отверстия в ободе. Накрутите на каждую спицу ровно на три оборота ниппель, а затем ниппели равномерно подтягивайте. Начинайте от отверстия для соска камеры и далее крутите каждый пятый. Именно в такой последовательности! Ведь их 36 штук, и за каждый оборот колеса набегает смещение на одну спицу - очень удобно! Когда сделаете несколько полных кругов, все спицы окажутся равномерно затянутыми. Сначала проще крутить ниппели отверткой, потом ключом. Пока идет легко, делайте три оборота. Почувствовали, дело пошло потуже, - два. Но меняйте число оборотов, начиная только с «первой» спицы! Когда перейдете к работе гаечным ключом, затягивайте за прием на 1/2 или 1/3 оборота. Если покажется, что какая-то спица болтается, не старайтесь закручивать ее больше. Обычно, когда позже соседние встанут на свои места, натяжение у всех выравнивается. После каждого полного круга, когда вернетесь к ниппелю, положите колесо ободом на покрышку и попрыгайте на ступице колеса с одной и с другой сторон: спицы принимают нужную форму и «находят» свои места на ступице и в отверстиях обода. Операция завершена. Если в самом начале вы вовремя заметили ослабшие спицы и обод еще не искривился, то на финише после аккуратной сборки получите идеально ровное колесо.
|
|
Спицы от ВМ Classik 200 (слева)и от «Днепра» (справа).
|
Ключ «на пять» легко изготовить из другого: зажмите его в тиски, «болгаркой» сделайте прорезь нужного размера. Лишнее срезать.
|
И напоследок несколько полезных советов.
1. Когда подтягиваете спицы, одна попадает под правую руку, а другая - под левую. Получается, движения для рук разнонаправленные: правая тянет к себе, а левая толкает от себя. Вроде, ерунда, но если учесть, что работа длится не один час (будьте готовы к этому и запаситесь бутербродами), то и опытные механики нередко путаются. Заподозрите, что ошиблись - не пытайтесь что-то скорректировать: сделаете еще хуже. Лучше разберите колесо и начните сначала - и сэкономите время, и получите ровное колесо.
2. Равномерно ли натянуты спицы, легко узнать на слух. Поворачивайте колесо и стучите по спицам ключом: они должны издавать звук одного тона.
3. Ключ «на пять» найти сложно. Возникает соблазн воспользоваться пассатижами или чем-то еще, что под руками. Нельзя! Повредите мягкие головки ниппелей! Велосипедный спицевой ключ не подойдет - не выдержит «мотоциклетного» усилия. Проще всего изготовить инструмент из сломанного или ненужного гаечного ключа с помощью «болгарки», как показано на фото.
На такой подставке для мотоцикла удобно собирать колесо.