Едва ли в мире найдется страна, способная похвастать столь же богатой мотоциклетной историей, как Великобритания. Великие имена, громкие победы, самобытные субкультуры и знаковые модели мотоциклов — материала наберется на хороший такой десятитомник в академическом стиле.
К сожалению, все в нашей жизни имеет конец, и волею судеб, в 70-х Британия постепенно вылетела во вторую лигу мирового мотопрома. Слава Triumph, Norton и BSA по-прежнему вызывала заслуженное уважение у знатоков, да только на улицах замелькали иные имена: Honda, Kawasaki, Ducati… Японо-итальянский привкус отчетливо ощущался во всем, что касалось мотоциклов, а те, кто продолжал хранить верность традициям, зарабатывали ярлык ''чудаков''.
Девяностые годы прошлого века ознаменовали новый виток истории Британского мотостроения, давший надежду на возрождение былой славы. В авангарде этого процесса стала компания Triumph, обретшая спасителя в лице магната Джона Блура, не побоявшегося вложить средства в изрядно поистрепавшуюся легенду. Россыпи новинок, технологические инновации и верность историческим корням компании — эти слагаемые позволили Triumph в сравнительно короткие сроки вмешаться в борьбу за кошелек покупателя.
Назвать экспансию компании полностью успешной не давало только одно — отсутствие достойных экземпляров в классе спортивных машин. Взять на себя нелегкую ношу борьбы с ордами японцев и итальянцев предстояло моделям ТТ600 в классе “суперспорт” и Daytona 595 в сегменте супербайков. Разговор об этих машинах способен занять не один час, однако главное то, что ни первая, ни вторая пока не смогли стать ровней основным соперникам. С другой стороны, рыночным провалом их назвать тоже нельзя. Менеджеры компании справедливо рассудили, что если нельзя побить соперников на гоночных трассах, то стоит сделать акцент на уникальных чертах, присущих только лишь истинно британским мотоциклам. Этот здравый подход обеспечил компанию постоянной клиентурой, которая однообразному многообразию ''японцев'' предпочитает истинный британский эксклюзив.
Флагман компании, Triumph Daytona 955i входит в 2006 год, сохраняя стоическое спокойствие и выражая полнейшее презрение к лихорадке смены модельного ряда, которая традиционно охватывает конкурентов каждые три года. Фактически, с тех пор как появился трехцилиндровый Daytona 595, (именно так обозначалась первая модификация байка Daytona, лишь потом получившая привычный номер 955i) мотоцикл существенно модифицировался только раз, превратившись в известный сегодня 955i. Модернизация 2002 года была жизненно необходима, ведь в то время конструкторы еще надеялись посоперничать с Yamaha R1 и Suzuki GSX-R 1000, а Daytona 595 напоминала, уж простите, жирную корову. Большой вес, консервативная геометрия шасси и ужасная эргономика не давали Daytona ни единого шанса. Изменения, приведшие к появлению Daytona 955i, нельзя назвать революционными, однако этот комплекс позволил создать фактически новый мотоцикл.
Начали с эргономики: сиденье сделали несколько шире и мягче. Бак укоротили, а клипоны приподняли и изменили угол их наклона. Изменения были по достоинству оценены водителями: снизилась нагрузка на руки, пилот уже не чувствовал себя так, как будто он висит на руле, пытаясь удержаться на ''жердочке'' сиденья.
Номером вторым сделали геометрию шасси более острой, угол наклона вилки составил 22,8о, а отклик мотоцикла на действия рулем стал великолепен. Улучшению управляемости способствовала установка нового маятника. На 595-й модели был установлен великолепный консольный узел, однако подобно большинству подобных конструкций, на эстетической составляющей все его достоинства и заканчивались, ведь жесткость оставляла желать много лучшего. Новый двуплечий алюминиевый маятник выглядел блекло, однако лучшая жесткость шасси того стоила.
Все возможные узлы и агрегаты ''тщательно обработали напильником'', дабы снизить необоснованно большой вес.
Что касается силового агрегата, то новые карбюраторы, увеличенные по диаметру впускные и выпускные клапаны, кованые поршни и увеличенная до 12:1 компрессия позволили выжать из двигателя 147 л.с. Вкупе с улучшенной геометрией и меньшим весом это подарило байку совершенно новый характер, дополненный уже знакомым владельцам непередаваемым звуком выхлопа.
Характер у мотоцикла вышел двойственным. С одной стороны, был великолепный силовой агрегат, который в дуэте с шестиступенчатой КПП и удачно подобранными передаточными числами обеспечивал мотоциклу ровное, мощное ускорение и более, чем достаточно, момента в любых ситуациях. С другой стороны, сухой вес байка составлял 205 кг. Это давало стабильность, но вот о споре с любым из японских или итальянских супербайков не могло быть и речи. Как ни прискорбно.
Фактически, модель 2006 года представляет собой результат дальнейшей эволюции Daytona 955i. Байк взирает на окружающую действительность нахмуренными глазами-фарами, появившимися в результате рестайлинга 2004 года. Кто-то говорит, что вместе с оригинальной цельной фарой мотоцикл потерял часть своей индивидуальности, но на наш взгляд, его британское происхождение по-прежнему идентифицируется совершенно безошибочно. Зато поборники чистоты британского стиля обрадуются, узнав о возвращении консольного крепления заднего колеса.
955-кубовая рядная “тройка” практически не изменилась: размерность по прежнему 79х65 мм, питание осуществляется с помощью электронной системы впрыска топлива EFI. Однако теперь двигатель оснащен новой головкой цилиндров, в которой модернизированы каналы системы охлаждения. Снижена вибронагруженность двигателя. В модификации 2006 года он выдает 147 л.с. при 10700 об/мин, а 100 Нм момента в полном распоряжении водителя уже при 8700 об/мин. Кстати, мотоцикл не оснащен системой инерционного наддува, чем щеголяют все машины конкурентов.
Силовой агрегат и шестиступенчатая КПП установлены в алюминиевую диагональную раму. Очередная ревизия позволила снизить сухой вес до 191 кг, однако, это все еще достаточно много, в сравнении с Yamaha R1 и Honda Fireblade (173 и 176 кг соответственно).
Годы эволюции этой модели как-то тихо и незаметно перевели Daytona 955i из разряда супербайков, которым этот Triumph так старался стать, в категорию спортбайков ''выходного дня''. Полностью регулируемые подвески, надежные тормоза Nissin, играючи справлявшиеся с более тяжелым 955i предыдущего ''издания'', и великолепный двигатель, способный соперничать с лучшими силовыми агрегатами итальянского или японского производства. Все это сделало Daytona эдаким джентльменом в рядах бешеных адреналинщиков.
На треке ему вряд ли помогут опциональные карбоновые аксессуары для снижения веса и экстремальная прошивка ''мозгов'', повышающая отдачу. Зато, установив пару кофров, вы оцените способность этого англичанина доставить вас в место назначения со скоростью, не доступной иным дорожным моделям. При этом наслаждение поворотами и скоростными прострелами приветствуется, а удобная посадка спасет от скручивания в ''бараний рог''. Впечатление от мотоцикла двойственное. С одной стороны это реально один из лучших примеров того, как мощный дорожный байк спортивного толка может быть пригоден к ежедневной эксплуатации, не лишая при этом своего владельца возможности ''позажигать''. С другой — вопрос, какая же модель сможет возродить спортивную славу британского мотоцикла, так и остается открытым.
Технические характеристики:
Количество цилиндров: 3 DOHC
Объем двигателя: 955
Мощность: 147 л.с / 10700 об.м
Вес: 191 кг.
Охлаждение: водное
Объем Бака: 20 л.