Войти с помощью:
Вход / Регистрация

"Скользкая" тема. Масло

Автор: Chinasky от 28-03-2009, 03:00

 Масло… Такое короткое слово, много короче того же "маргарин" или "трансмиссия", а как много с ним может возникнуть проблем… В начале работы над материалом я даже не думал, сколько нового и неожиданного можно рассказать об этом продукте. Недаром, как оказалось, понятие масла лежит в основе одного из главнейших человеческих законов — Закона бутербродной подлости.

  Не подмажешь — не поедешь
  Идеальное моторное масло должно выполнять такие функции: прочно прилипать к поверхностям трущихся пар, чтобы не допускать сухого трения при холодном пуске, смазывать детали, охлаждать их, не допуская перегрева и деформации, мыть внутренности мотора, убирая нагар и посторонние частицы, экономить топливо, защищать двигатель от износа, а окружающую среду — от выброса вредных веществ в атмосферу.
  В связи с тем, что двигатели современных мотоциклов высокофорсированы, масла к ним должны быть еще и намного качественнее обычных автомобильных, но по сути это не так. Проблема в том, что на многих байках сцепление, КПП и двигатель имеют общий картер, а значит и общую масляную ванну. КПП нуждается в противозадирных присадках и более густом масле для бесшумности и долговечности работы. Но обилие "полезных" для коробки присадок может вызвать пробуксовку сцепления. А высокая вязкость масла, хорошо защищающая от трения, на высоких оборотах будет приводить к серьезным гидродинамическим потерям. 
  Глобально все мотомасла делятся на двухтактные и четырехтактные. 
  Двухтактное масло отличается от четырехтактного тем, что оно начинает смазывать двигатель непосредственно в камере сгорания, предварительно смешавшись с топливом. Сделав свое дело, оно сгорает вместе с бензином. Для масел этого типа наиболее важный показатель — зольность, то есть количество несгораемого твердого остатка, образующегося при сгорании. Чем меньше этот показатель, тем лучше и дольше проработает двигатель. Поэтому требования к ним намного выше, чем для "четырехтактных" масел.
  Масла из другой группы работают традиционным способом. В мотоциклах с сухим сцеплением и отдельным картером коробки передач (например, КМЗ, Урал, R-серия BMW, MotoGuzzi, некоторые Ducati) спокойно можно использовать автомобильные масла не только без негативных последствий, но и с удлиненным на 30-40% сроком замены! 

  Масло масляное
  В зависимости от состава базового масла (базы), масла делятся на три типа: 
  Минеральные — получены путем перегонки нефти-сырца. Их физические и химические параметры сильно зависят от качества нефти (количества в ней вредных примесей), из которой они сделаны. 
  Полусинтетические — создаются из смеси минеральной и синтетической баз, и их характеристики напрямую зависят от качества составляющих. Полусинтетическим может называться только то масло, в состав которого входит не менее 25% синтетической основы! Производители же хитрят и часто выдают за "полусинтетику" продукт, который содержит всего лишь 5%-10% синтетической основы. Так что при покупке масел этого типа следует быть особо бдительным.
  Синтетические — получены химическим путем. Они состоят из гликоля, эфиров или поли-альфаолефинов. Они лучше масел на минеральной основе, так как легче переносят нагревание, имеют большую сопротивляемость окислению и высший индекс вязкости. Эксплуатационные характеристики “синтетики” лучше по всем параметрам, кроме агрессивности к резиновым деталям. Ввиду этой агрессивности, на современных иномарках применяют более устойчивые фторкаучуковые сальники. В этой группе продавцы тоже "шалят": например, пишут на банках "by syntetish technology" и продают, фактически, "полусинтетику" с соотношением <50.  
  Существуют еще мотомасла, которые, условно можно отнести к четвертому типу. Они называются эстеровыми. Масла на эстеровой основе — это результат наивысшей ступени развития "масляной" науки. По сравнению с полиальфаолефинами (на основе которых производятся лучшие синтетические масла) и изо-парафинами, молекулы сложных эфиров (эстеров) полярны. Отсюда — важнейшее их достоинство: отрицательно заряженный атом кислорода непременно притянется к металлической поверхности смазываемых деталей, состоящей из положительно заряженных и нейтральных атомов. Благодаря этому у эстеров незаурядные смазывающие свойства: эффект "прилипания" к поверхностям металлических деталей, сохранение текучести при низких температурах, обеспечение стабильной вязкости и превосходная утилизация (саморазложение на безвредные составляющие). Эти особенности в переводе на язык потребителя означают снижение износа двигателя, уменьшение расхода масла и внутреннего трения и защиту окружающей среды.

  Всему свое время, или "Не все коту масленица!"
  По времени использования масла делятся на летние, зимние и всесезонные.
  В настоящее время производители сократили производство сезонных масел. И проблема тут не в изменениях климата, дело в том, что для получения летнего масла (именно оно в основном волнует мотонарод), требуется высококачественная основа, а ее выход из нефти невелик. Создать же столь качественную основу синтетическим путем пока стоит немалых денег.
  Поэтому, для получения всесезонных масел в основу маловязкого продукта добавляют загуститель в количестве от 1 до 10 процентов (полиизобутилен, винипол или полиметакрилат). Загуститель имеет полимерную структуру, то есть его молекулы сжаты в цепи. В холодном масле молекулярные нити скручены в клубочки и себя не проявляют (то есть, на морозе мы имеем дело лишь с естественной вязкостью продукта). Зато при нагреве молекулярные нити распрямляются, компенсируя разжижение масляной основы.
  Сам полимерный загуститель смазывающих свойств не имеет, поэтому конечный продукт, будь он трижды синтетическим, может уступать по антифрикционным свойствам даже маслу минерального происхождения. К тому же, если такое масло использовать в двигателе, имеющем общий картер с коробкой передач, полимерные составляющие разрушатся (перемелятся) шестернями. Масло вернется к исходному состоянию, потеряв необходимую вязкость. Теперь ее уже может не хватить для обеспечения режима смазки коренных и шатунных подшипников скольжения. Проблема...

  Присадки в составе масел
  В состав всех видов масел входят присадки, призванные улучшать работоспособность масел. Видов полезных присадок существует огромное множество, но некоторые из них заслуживают особого внимания.
  Антипенные присадки препятствуют образованию пены в масле во время работы двигателя. Безобидная на вид пена может попасть в маслонасос, что приведет к резкому падению давления масла в системе (быстрый и надежный способ “убить” двигатель).
  Антиокислительные присадки помогают предотвратить преждевременное окисление масел.
  Противоизносные присадки повышают сопротивляемость деталей износу путем снижения трения. 
  Антикоррозийные присадки защищают двигатель от коррозии в то время, когда двигатель не работает. 
  Вязкостные присадки хорошо проявляют себя при высоких температурах, помогая производить необходимую смазку двигателя.
  Моющие присадки предотвращают накопление примесей и помогают поддерживать чистоту в двигателе. 
  Противозадирные присадки повышают прочность масляной пленки, чтобы защитить детали двигателя от сваривания, слипания и задиров.
  Как видно из вышеизложенного, конечные характеристики масла напрямую зависят от его "формулы".

  Маркировка и сертификация
  Как же разобраться, какое масло "живет" в красивой канистре? Что означает такая абракадабра как: SAE 5W/30, API SH/CE, ACEA A1-98, B1-98? Для этого придется читать и расшифровывать его маркировку.
  Существуют три основных международных системы сертификации, которые определяют минимальные требования к свойствам моторных масел. Это API (Американский институт нефти), SAE (Общество автомобильных инженеров США) и ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей). Как призрак коммунизма на территории бывшего СССР, до сих пор выпускаются масла сделанные в соответствии с ГОСТ 17491.1. Но продолжим по регламенту.
  Классификация SAE позволяет оценить такие параметры масла, как его вязкость при низкой и высокой температуре, прокачиваемость и пусковые свойства.
  К летним, наиболее вязким, относятся масла классов: SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60. Число означает вязкость.
  Чем больше число, тем больше вязкость.
  К зимним маслам относятся масла классов: SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W.
  Во всех обозначениях зимних масел есть буква W — winter, то есть зимнее.
  К всесезонным маслам относятся масла классов: SAE 0W-30, SAE 0W-40, SAE 5W-30, SAE 5W-40, SAE 10W-30, SAE 10W-40, SAE 15W-40, SAE 20W-40.
  В обозначениях всесезонных масел обязательно присутствуют два числа вязкости, первое из которых показывает вязкость при низких температурах, второе — при высоких. В настоящее время летние и зимние масла стали сдавать позиции под натиском масла всесезонного, но это не означает, что оно идеально (за легкий пуск в холодную погоду в довесок получаем снижение характеристик в жару). Существует также температурная таблица подбора всесезонных масел:
  SAE 0W-30 от -30 до +200С
  SAE 0W-40 от -30 до +350С
  SAE 5W-30 от -25 до +200С
  SAE 5W-40 от -25 до +350С
  SAE 10W-30 от -20 до +300С
  SAE 10W-40 от -20 до +350С
  SAE 15W-40 от -15 до +450С
  SAE 20W-40 от -10 до +450С

  Классификация API (которая время от времени проходит редакцию, подгоняя свои требования под уровень развития промышленности) позволяет оценить эксплуатационный уровень масла. Эта классификация делит масла на два вида: S — масло для бензиновых двигателей, C — масло для дизельных двигателей и S/C — универсальное масло.
  После буквы S указывается эксплутационный уровень масла, обозначаемый буквами A, B, C, D, E, F, G, E, H, J, L, расположенными по мере возрастания свойств. В нынешней редакции используются классы SJ и SL, хотя производители используют и более низкие классы. Также после букв может ставится цифра, указывающая тип двигателя (2-х тактный или 4-х тактный).
  Классификация ACEA делит масло на три типа: А — для бензиновых двигателей, В — для дизелей легковых автомобилей, Е — для дизелей грузовых автомобилей. Цифра, следующая за буквой (от 1 до 5), характеризует уровень эксплутационных характеристик масла. следующие цифры указывают год утверждения.
  Таким образом, загадочная надпись SAE 5W/30, API SH/CE, ACEA A1-98, B1-98 приобретает определенный смысл: в канистре находится всесезонное масло для эксплуатации при температуре от - 25 до +200С, масло универсальное, с низкими характеристиками.
  Основные показатели для классификации по ГОСТ 17491.1 — тип двигателя, эксплуатационные условия, форсирование двигателя, по которым масла разделяются на эксплуатационные группы, обозначаемые заглавными буквами (странно, что для МТ не создали отдельной группы, например, масло бессменное).
  В маркировке масел по ГОСТ 17479.1-85 после буквы назначения масла (М - моторное), следует цифровой символ класса вязкости, численное значение которого равно вязкости масла (в мм2/с при температуре 100°С) — 6, 8, 10 и т.д., или 3з/8, 4з/6 и т.д. Буквенный индекс "з" указывает, что в масло введены загустители, то есть масло может применяться, как всесезонное. Далее следует буква (А, Б, В и т.д.), обозначающая степень форсирования двигателя, с индексом (1 или 2), указывающим тип двигателя (1 — бензиновый, 2 — дизельный). 
  В соответствии с ГОСТом масло будет обозначаться следующим образом: 
  - масло М-10Г2 — моторное (М) сезонное масло с вязкостью 10, предназначенное для сильнофорсированных (Г) дизельных (2) двигателей; 
  - масло М-6з/10В — моторное (М), всесезонное (6з/10), вязкость которого повышена с 6 введением загустителей (з) до 10, предназначенное для среднефорсированных (В) бензиновых и дизельных двигателей (без индекса); 
  - масло М-8-В2Г1 — моторное (М), вязкость которого (8) предназначенное для среднефорсированных (В) дизельных (2) и сильнофорсированных (Г) бензиновых (1) двигателей. 
  После обозначения марки масла в скобках могут указываться дополнительные индексы, характеризующие специальные свойства, состав или назначение масла. Например, в обозначении марки масла М-8Г2(к), буква "к" означает, что масло предназначено для сильнофорсированных дизельных двигателей автомобилей КамАЗ и тракторов К-701, в обозначении марки М-10Г1(и), буква "и" означает, что в масло введены импортные присадки; в обозначении марки М-8В2(т), буква "т" означает, что масло пригодно и для трансмиссии; в обозначении марки М-10Д(м), буква "м" обозначает, что масло малозольное. Масла М-8Д(м) и М-10Д(м) оптимизированы для применения в двухтактных двигателях и двигателях с турбонаддувом. 

Назад
Комментариев: 0 | Просмотров: 4570

Комментарии:

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.