Неэтилированный бензин обычно обесцвечен. Исключение составляет неэтилированный бензин термического крекинга, который может иногда быть желтым, если в нем содержаться смолистые вещества.
Этилированный бензин специально окрашивается в ниже перечисленные цвета:
бензин А-76 - желтый;
бензин АИ-93 - оранжево-красный;
бензин АИ-98 - синий;
бензин А-66 - зеленый;
бензин А-72 - розовый.
Бензин хорошего качества должен быть прозрачным. Мутность бензина свидетельствует о эмульсионной воде или механических примесях.
Содержание тяжелых примесей в бензине можно определить с помощью чистой белой бумаги. Для этого нужно поместить на лист бумаги каплю бензина и слегка подуть на нее. Автомобильный бензин испаряется быстро и без остатка (иногда оставляя легкое пятно, которое, после небольшого подогрева, полностью исчезает). В то время как керосин почти не испаряется с бумаги и оставляет жирное пятно.
О содержании смол в бензине можно судить по тесту со сферическим часовым стеклом. Поместите на стекло один милилитр бензина и подожгите. Сгорая, бензин оставит на стекле след в виде концентрических колец. Если кольца беловатые - бензин безсмольный или малосмольный, желтые или коричневые следы указывают на содержание в бензине смол.
А по диаметру внешнего кольца (в миллиметрах) можно определить примерное содержание смол (мг/100 мл):
5 мм - 9-10 (мг/100мл);
10 мм - 13-13 мг;
15 мм - 14-15 мг;
25 мм - 17-18 мг;
30 мм - 19-21 мг.
Допустимое содержание смол в бензине от 7 до 15 мг на 100 мл для разных марок бензина. Только в этом случае будет обеспечиваться длительная работа двигателя без заметного образования смол и нагара. Если содержание смол превышает норму, скажем, в два раза, то ресурс двигателя мотоцикла снижается на 20%.
По следам на стекле можно судить и о других примесях в бензине. Например, бензин с примесью дизельного топлива или масел сгорает не полностью, а оставляет на поверхности стекла мелкие капли. Благодаря ароматическим углеводородам и бензолу в остатках, на стекле можно заметить мелкие включения сажи.