Ремонтируем мотор (продолжение)
Мотор демонтировали и уложили на стол, далее снимаем крышки головок цилиндров и сами головки, Если резиновые уплотнительные кольца не расплющились и сохранили упругость - значит, их можно установить опять. Чтобы поршни не ударились о картер, придерживаем их, и демонтируем цилиндры. Расстояние между усиками стопорных колец поршневых пальцев небольшое, поэтому извлечь их при помощи пассатижей трудно. Приходится «выкручивать» кольца, ухватившись клещами с тонкими губками за один из усиков... Раньше на иж«Юпитерах» эта операция проходила гораздо легче. А вставить их на место еще труднее. Придется сжать, чтобы усики надвигась друг на друга. Получается с 3-4 попытки. Натяг, с которым пальцы запрессованы в поршни, символический, поэтому найти или изготовить съемник для выпрессовки желательно, но необязательно: их можно выбить через выколотку легкими ударами небольшого молоточка. Только попросите друга придерживать при этом поршень с другой стороны.
Все парные детали поршневой посоветую промаркировать: пальцы, игольчатые подшипники и отверстия в верхних головках шатунов тщательно изучили и измерили, чтобы при сборке все установить на свое место, поршни, цилиндры. Если все в норме (ни задиров, ни следов чрезмерного износа нет), то причина стука не в поршневой группе, а, скорее всего, а коленвале. Покачали шатуны, чтобы проверить зазор в подшипнике нижней головки. И он - тоже в норме! Значит, нужно двигаться к коренным подшипникам.
Сливать масло из КП мотора «Юнкера», установленного на раме, неудобно. Поэтому, когда предстоит полный ремонт мотора, я спиваю масло только когда мотор окажется на столе. Некоторые мотоциклисты, чтобы облегчить свою участь, сливают масло, сняв левую крышку двигателя. Но это не лучший способ, т.к. немного масла и большая часть продуктов износа остается в полости коробки передач.
Левую крышку снимаем вместе с помпой. Впоследствии при сборке нужно проследить, чтобы усики попали в пазы ведущей звездочки. Они очень хрупкие, и, если промахнетесь, - сломаете. Открутив винты, крепящие крышку, обстучали киянкой разъем, тогда детали легче расходятся.
Чтобы открутить болт ротора генератора, застопорили коленвал - вставили металлический пруток между щеками его правой части, уперев в него нижнюю головку шатуна. Для снятия ротора, воспользуемся съемником из набора инструмента, который прилагается к мотоциклу. Перед откручиванием болта ведущей звездочки моторной передачи коленвал застопорили таким же образом, но только левую часть. Но торопиться с этим болтом не стали. Дело в том, что, выкручиваясь, он играет роль съемника - тянет за собой звездочку. Цепь при этом перекашивается. Хотя она ни прочная, ее легко повредить. Чтобы избежать неприятности, лучше прежде разобрать механизм сцепления.
Откручиваем гайки пружин и снимем выжимной диск. Извлекаем оба штока и ловим шарик. Чтобы открутить гайку ведомого барабана сцепления (она с левой резьбой!), нужно приспособление, блокирующее оба барабана. Если его нет, то сойдет и небольшой винтик. Есть народный, старый метод стопорения моторной передачи, при котором между цепью и одной из звездочек вставляют отвертку. А потом долго ломают голову: почему под левой крышкой появился стук? Это грохочет поврежденными звеньями цепь или перекошенный зуб. После того, как извлекли барабан вместе с дисками сцепления, можно откручивать болт ведущей звездочки. По мере ее подъема приподнимали и ведущий барабан. Чтобы вынуть сектор кикстартера с валом, надели на него штатный рычаг, слегка повернули по ходу вращения и потянули на себя. Внимание, не зевай – можете получить по рукам освободившейся пружиной.