для ИЖа
Был случай: купил мотоцикл ИЖ, поездил год-два, и оказалось, что к нему потребовалась еще и коляска.
А когда он ее приобретает, то выясняется, что на коляске все необходимые точки крепления и шарниры есть, а вот на мотоцикле - нет. Потому что не предназначался он с самого начала для эксплуатации с боковым прицепом. Что же делать в такой ситуации?
В этом случае изготавливаем самостоятельно все нужные детали и производим необходимые сварочные работы на раме. Хорошо, что рама у всех мотоциклов ИЖ (кроме ИЖ-ПС) термически не обработана, это позволяет нам пользоваться сваркой. Облегчает задачу то, что все рамы унифицированы и отличаются только точками крепления двигателей.
Итак, чтобы к мотоциклу-одиночке присоединить коляску, предстоит изготовить передний нижний кронштейн (рис. 1) и приварить кронштейн к правой щеке крепления двигателя; задний нижний кронштейн (рис. 2); две шайбы (рис. 4) подседельный болт (рис. 3), и ушко (рис. 5). Этот передний кронштейн оснащен шаровой головкой, которая и обеспечивает соединение с цанговым захватом коляски; а для обеспечения требуемой прочности необходимо приваривать ребра-усилители.
Шаровую головку также имеет задний нижний кронштейн, который крепится к раме таким же болтом, что и правая подножка пассажира, расположившись между подножкой и ушком рамы. А для надежности в определенном положении на боковых поверхностях кронштейна наносят зубья.
Поперечная короткая труба, которая соединяет в один узел верхний подкос рамы мотоцикла и расходящиеся трубы основания седла, закрывается с боку декоративными заглушками. Их нужно будит удалить и пропустить подседельный болт через отверстие трубы, предварительно надев шайбу (см. рис. 4);
И такой же шайбой сцентрировать болт с другой стороны — и закрепить гайкой. А вот окончательно гайку подтягивают только после того, как ушко подседельного болта соединится с задней тягой коляски.
Ушко крепления передней тяги необходимо приварить к раме в точном соответствии с рис. 6.
Из-за того, что при эксплуатации мотоцикла с коляской рама будит испытывать намного большие нагрузки, то ее нижнюю двойную часть нужно усилить дополнительной стяжкой (она показана на рис. 7).
Напомню, что если хотите сохранить необходимые тяговые и динамические характеристики, вам нужно будит заменить ведущую звездочку задней цепной передачи, при этом установив меньшую, с 16 зубьями. Места сварки следует тщательно зачистить, удалить окалину, а затем загрунтовать и подкрасить в цвет рамы. Вот и все готово.